Долги: Стоит ли христианам делать из мухи слона?

Долги: Стоит ли христианам делать из мухи слона?

Ни для кого не секрет, что поколение Y по уши в долгах. Некоторые даже считают именно долги основной приметой этого поколения (а вовсе не соус сирача).

Недавние исследования, проведённые в рамках изучения национальной финансовой пригодности населения, доказали, что две трети всех представителей поколения Y взяли на длительный срок, по крайней мере, один кредит, ну, а тех, кто закончил колледж или универ, уже 81%.

Долги всё больше воспринимаются как повседневное явление, но вместе с тем я всё чаще слышу от христиан, что «долг» — это всё равно, что «грех». Такое мнение может иметь дурные последствия, поэтому давайте разберёмся с этим вопросом сегодня, чтобы не распространить заразу дальше.

Христианские мифы о долгах

Если вы уже какое-то время ходили в церковь, то наверняка сталкивались с различными христианскими материалами о том, как распрощаться с долгами. Скорее всего, вы даже лично знакомы с людьми, которые проповедуют и практикуют свои финансовые идеалы так, будто это евангельские истины.

Несмотря на то, что практическую пользу этих советов отрицать нельзя, они могут иметь побочные действия, когда люди станут приравнивать долг ко греху. Например, в блоге Дэйва Рэмси есть такой пост под таким названием: «Семь смертных долговых грехов», в котором он говорит: «Долги – это симптом серьёзной проблемы. Вы не стали бы тратить деньги на ‘ерунду’, если бы не пытались таким образом заполнить какую-то пустоту в вашей жизни».

Ну, с одной стороны, это действительно может быть и так. Иногда грех заводит нас в долговую яму, которой можно было бы избежать. Но с другой стороны, такого рода высказывания могут легко переступить грань между потенциальной правдой («грех может довести до долгов») и мифом о том, что долг – это всегда грех.

Концепция выдачи и выплаты займа сама по себе не греховна.

Иногда люди цитируют Притчи 22:7, чтобы оправдать своё мнение о долгах: «Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца».

Но ведь ни в одном стихе в Библии долг не называют грехом.

Долг, сам по себе, это не зло

Сам по себе долг – это не зло. Долг может предоставить нам возможность и доступ там, куда бы мы никогда не попали иначе. Будь то кредит на оплату обучения в колледже, или маленький стартовый капитал для семьи, которая пытается наладить бизнес в развивающихся странах, сама идея выдачи и просьбы взаймы отнюдь не греховна.

Иногда взять в долг – это единственно правильное решение. Когда человеку дают в долг, то, возможно, это и есть решение от Бога в данной ситуации.

Таким образом, как последователи Христа, мы должны проанализировать свои мотивы и покопаться в мыслях, чтобы точно понять, почему мы берём в долг, просить Святого Духа открыть нам, откуда идут наши желания – по воле Бога или из-за наших грехов. Когда вам надо решить взять в долг или нет (а для многих из нас, вопрос стоит по-другому – а взять ли ещё в долг?), то надо сначала тщательно взвесить положение, а уж после этого действовать.

Например, как-то раз я взяла ипотеку на приобретение дома, о котором давно молилась. А потом я взяла ещё потребительский кредит на мебель, потому что та мебель, что у меня была, «показалась мне не очень» в новой обстановке. Оба решения – это долги, однако, я уверена, что ипотека была необходимостью, тогда как кредит на мебель – явно грехом.

Быть в долгах – это не грех

Даже если вы влезли в долги из-за какого-то греха, ваш статус должника не является греховным. Подумайте: обжорство может привести к ожирению, и обжорство – это грех. Но если люди с лишним весом начнут меньше кушать, то они уже не обжоры – хотя процесс снижения веса может растянуться на годы. Таким образом, именно обжорство, а не ожирение, является грехом.

Точно также и тут – возможно, нас довели до долговой ямы какие-то грехи, – мы позавидовали или пожадничали и в тот момент позволили себе потратить больше денег, чем нужно было. Но это не означает, что наш долг – это постоянный грех, висящий над нами как дамоклов меч.

В ту секунду, когда мы отдаём в Божьи руки управление нашими финансами, мы разбиваем оковы финансового греха – даже, если мы ещё в долгах, как в шелках, или даже, если нам придётся взять ещё больше в долг. Грех рождается не от самой суммы долга, а от выбора, который мы делаем на основе своих эгоистичных желаний, вместо того, чтобы делать выбор, руководствуясь Божьим ведением в нашей жизни.

Идея выбраться из долговой ямы может стать идолом

А вот ещё одно из неожиданных последствий, если называть долги грехом – те, кто стремятся во всём быть примерными учениками Христа, ставят перед собой только одну задачу – как избавиться от долгов – и буквально живут лишь с этой мыслью.

Некоторые финансовые эксперты активно продвигают идею полной свободы от долгов всеми возможными способами, включая продажу машин и вещей, любые подработки помимо основной работы и никаких развлечений, пока не выплатите всё до копейки. Другими словами, настройте свою жизнь так, чтобы всё в ней было подчинено одной идее – избавиться от долгов.

Я думаю, тут пахнет идолопоклонством. Ведь такой подход подразумевает, что у человека нет ничего более важного, чем избавление от долга, а это не всегда так. Мы не должны настолько желать избавиться от долга, чтобы перестать проявлять щедрость, проводить качественное время в нашем кругу друзей или служить в Царствии Божьем.

К тому же, соблюдение строжайшей бюджетной диеты может означать, что вы ожидаете от неё (финансового) спасения. Если денег не прибавляется, то вы редактируете статьи расходов, чтобы прибыль появилась. Меняете работу, отменяете очередное ежемесячное свидание с супругой. Вместо того, чтобы доверять Богу, что Он обеспечит всем, что нужно, вместо того, чтобы искать Его путь решения проблемы, или искать Его мудрости или вмешательства в ситуацию, мы всячески изворачиваемся с помощью бюджетных манипуляций.

Это хорошо – быть мудрыми и ответственными в финансовом плане, но, когда человек становится «сам себе спасителем», он не даёт возможности Богу показать Свою силу.

Долги – это тоже возможность прославить Бога

Я не призываю тратить деньги направо и налево или безответственно вести себя по отношению к кредиторам. Если мы верим Писанию, где сказано воздавать славу Богу всегда и во всём, то значит мы должны переосмыслить свои расходы, чтобы своевременно платить по долгам.

Я призываю жить как настоящие последователи Христа – понимать, куда ведёт нас Святой Дух во всём, включая финансовые вопросы, и доверять возможности Бога обеспечить нас всем необходимым больше, чем своим возможностям. Если мы будем поступать так, тогда всё остальное, включая долги, будет как нужно: в подчинении Богу ради славы Его.

 

Автор — АНДРЕА ХАФФМАН

Источник 

 

Комментарии