Почему католики и православные по-разному делают «знак креста»?

Знак Креста, или крестное знамение, делалось в раннехристианской Церкви правой рукой (часто одним перстом) на разных частях тела — на лбу, на груди или на устах (подобно так называемому малому крестном знамению, что католики латинского обряда осуществляют на Мессе перед чтением Евангелия) .

Крестное знамение постепенно сформировалось как благословение, и делалось оно по-разному: одним или несколькими пальцами или целой кистью руки. На памятниках иконографии — как на Востоке, так и на Западе, — благословляющая рука Иисуса Христа, святых или священнослужителей изображена с вытянутыми средним и указательным пальцами (что символизирует две природы во Христе — человеческую и Божественную), в то время как остальные три пальцы сложены вместе. Иногда крестное знамение делалось тремя перстами — символизирующий Пресвятую Троицу. Таким образом, формы совершения крестного знамения были разными, и унифицировались они постепенно в рамках отдельных традиций. Так что правильно было бы говорить не столько о католическом и православном крестное знамение, сколько о разных традициях: так, католики восточных обрядов осуществляют крестное знамение так же, как и православные. Во всех традициях сначала делается вертикальное движение рукой сверху вниз, а затем горизонтальный: в одних слева направо, в других — наоборот.

Сначала на Западе крестное знамение делалось почти так же, как и на Востоке: справа налево, тремя пальцами правой руки. Свидетельство этому можно найти в тексте Папы Иннокентия III De sacro altaris mysterio. Со временем эта практика видоизменилась, и крестное знамение стало делаться слева направо открытой кистью руки. После Тридентского собора (XVI век) этот жест был зафиксирован в документах.

В византийской традиции (у православных и католиков византийского обряда) крестное знамение делается справа налево тремя пальцами, соединенными вместе — указательным, средним и большим, а два остальные пальцы при этом прижаты к ладони. Три соединенных пальцы, согласно толкованию, символизируют нераздельную Троицу, а два других пальца — две природы Христа. Ранее в византийской традиции существовала другая форма крестного знамения — двуперстного. Она сохранилась до наших дней у старообрядцев (знак Креста делается соединенными вместе указательным и средним пальцами, а в ладони прижаты три другие пальцы. Двоеперстие и было первичной формой крестного знамения, пришедшая на Русь из Византии. Греки впоследствии заменили двоеперстие на троеперстие, а на Руси двоеперстие сохранялось до реформы Патриарха Никона в XVII веке. Старообрядцы, которые отвергали реформы Никона, сохранили двуперстие.

Интересно, что в православной литературе находим различные толкования символики крестного знамения. В некоторых источниках утверждается, что прикосновение ко лбу означает освящение нашего ума, к животу — наших внутренних чувств, а к плечам — освящение телесных сил. Встречается и такое объяснение: лоб означает небеса, чрево — землю, а горизонтальное движение от плеча до плеча — то, что Святой Дух занимает все, от края до края.

Что касается католических толкований символики Креста, то прежде всего они касаются самого смысла совершения этого знака. Так, святой Фома Аквинский писал: «Крестное знамение — это знак Страстей Христовых, который мы осуществляем не просто для освящения или благословение, но для исповедания нашей веры в силу Страстей Господа». Для католика совершение крестного знамения — в ​​любой его форме, в любом обряде — означает прежде провозглашения принадлежности ко Христу. Крестное знамение — это также исповедание нашей веры в Пресвятую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа. Оно означает нашу готовность принять свой крест и следовать за Господом; каждый раз, делая знак креста, мы обновляем обязательства нашего Крещения.

 

Источник: credo-ua

Комментарии